Морской транспорт занимается перевозкой товаров и пассажиров по воде (морям, океанам), обычно на большие расстояния. Из-за сравнительно большого времени, которое занимает транспортировка, обычно применяется только для долгохранимых товаров.
o низкая себестоимость перевозок;
o большая грузоподъёмность, что позволяет перевозить значительные партии груза;
o практически нет ограничений на пропускную способность.
o низкая скорость передвижения и, соответственно, доставки груза;
o высокая зависимость от погодных условий.
Доставка грузов морским транспортом характерна своей универсальностью, надежностью и невысокой ценой.
Водный транспорт прежде всего характеризуется выдающейся ролью морского транспорта. На него приходится 62% мирового грузооборота, он также обслуживает около 4/5 всей международной торговли. Именно благодаря развитию морского транспорта океан уже не разделяет, а соединяет страны и континенты. Общая протяженность морских трасс составляет миллионы километров. Морские суда транспортируют главным образом массовые грузы: нефть, нефтепродукты, уголь, руду, зерно и др., причем обычно на расстояние 8 - 10 тысяч км. "Контейнерная революция" на морском транспорте привела к быстрому росту перевозок и так называемых генеральных грузов - готовых изделий и полуфабрикатов. Морские перевозки обеспечиваются морским торговым флотом, общий тоннаж которого превышает 420 млн. т. Первенство в мировом судоходстве принадлежит Атлантическому океану, второе место по размерам морских перевозок занимает Тихий океан, третье - Индийский.
Очень большое влияние на географию морского транспорта оказывают международные морские каналы (особенно Суэцкий и Панамский) и морские проливы (Ла-Манш, Гибралтарский и др.).
Внутренний водный транспорт - старейший вид транспорта. Сейчас он занимает по длине сети последнее место в мировой транспортной системе.
Развитие и размещение внутреннего водного транспорта в первую очередь связано с природными предпосылками - наличием рек и озер, пригодных для судоходства. Амазонка, Миссисипи, Обь, Енисей, Янцзы, Конго имеют большую пропускную способность, чем самые мощные железнодорожные магистрали. Но использование этих предпосылок зависит от общего уровня экономического развития. Поэтому по грузообороту внутренних водных путей в мире выделяются США, Россия, Канада, ФРГ, Нидерланды, Бельгия, а также Китай.
Большое значение в некоторых странах имеют также судоходство по искусственным путям и озерное судоходство.
Самый древний в мире челн найден на берегу Дона около села Щучье. Его длина 7,55 метра. Челн выдолблен из целого ствола дуба. Исследователи установили, что челн построен примерно 4 тысячи лет назад. Сейчас он хранится в Государственном Историческом музее в Москве.
Самый древний морской порт России - Архангельский. Первоначальные его постройки относятся к XVI веку. Свое название порт получил в 1613 году по имени находившегося рядом монастыря. Отсюда, из устья Северной Двины, уже в XII веке Русь вела торговлю со Скандинавскими странами, а затем и с другими государствами Западной Европы. До основания Петербурга Архангельский порт был единственным морским в Русском государстве.
Принято считать, что первый корабль русского флота был построен на Архангельской судоверфи, принадлежащей купцам Баженниковым. Он был спущен на воду 20 мая 1694 года. Назывался корабль "Святой Павел". Однако еще прежде, в 1669 году, под Москвой, в селе Дединове, был построек самый первый русский военный трехмачтовый корабль "Орел". Там же была построена яхта, которая вместе с "Орлом" и двумя "вооруженными шлюпами" прошла по Оке и Волге в Каспийское море для "охраны торговли с Персией". В 1670 году "Орел" был сожжен в Астрахани повстанцами Степана Разина.
3 ноября 1815 года от пристаней Петербурга отошел первый русский пароход "Елизавета". Через 2 часа 45 минут он прибыл в Кронштадт. Пароход шел со скоростью 8,75 версты в час. Мощность его двигателя была всего 4 лошадиные силы.
Первый так называемый брустверный броненосец был заложен в 1869, а спущен на воду в 1872 году с именем "Петр Великий". Разработка броненосного корабля производилась под руководством вице-адмирала А. А. Попова (1821 - 1898). При водоизмещении 10 400 тонн, длине 103,5 метра, ширине 19 метров он имел толщину броневого пояса в средней части 365 миллиметров и в оконечности 203 миллиметра. Скорость хода 14 узлов, четыре 305-миллиметровых и шесть 87-миллиметровых орудий делали боевой корабль могущественным. Сам Рид - конструктор английских броненосцев - отмечал, что "Петр Великий" сильнее всякого британского броненосного корабля. Однако долгие годы он оставался единственным сильным боевым кораблем российского флота. Его разобрали на металлолом в 1959 году.
Первый в мире ледокол был построен в России в 1864 году кронштадтским купцом М. Бритневым путем перестройки носовой части буксира "Пайлот" таким образом, что судно могло вползать на лед и давить его своей тяжестью. "Пайлот" имел в длину 20 метров. Его двигатель был мощностью 85 лошадиных сил.
В 1899 году по чертежам адмирала С. О. Макарова (1849 - 1904) был построен первый арктический ледокол "Ермак" водоизмещением 8 тысяч тонн и мощностью 10 тысяч лошадиных сил. Длина "Ермака" - 93 метра, ширина - 23 метра. Он долгие годы был самым мощным в мире ледоколом.
В январе 1903 года русский инженер-кораблестроитель К. П. Боклевский (1862 - 1928) впервые в мире разработал проект теплохода - судна с дизельными двигателями. В июне 1903 года в Петербурге, на Выборгской стороне первый теплоход был спущен на воду. Он получил имя "Вандал". Применение дизельных двигателей обеспечивало значительную экономию топлива.